Должен ли дизайн нравиться?

Быть эстетически привлекательным для потребителя — это первое требование, которое выдвигается любой компанией доверившей дизайнеру создание фирменного стиля или другого рекламного материала, но это далеко не главная задача, которая стоит перед бизнесом, нуждающимся в рекламе. Передача информации от бренда к потребителю — вот основная задача всех рекламных и информационных материалов, средств коммуникации бренда. Для максимально эффективного позиционирования бренда необходимо строить четко сфокусированные на целевую аудиторию обращения.

Есть масса очевидных способов таргетировать послание: подбор рекламных мест, временной диапазон показа сообщения, геотаргетинг и т.д. С большинством методов таргетинга чаще всего всё очевидно, но повысить степень лояльности потребителя, несомненно, можно, построив соответствующим образом и само обращение.

Создание фирменного стиля, дизайн сайта или другого визуального послания всегда дает авторам широкое поле для творчества. Однако, творческая составляющая в решении бизнес-задач должна иметь определенный вектор движения, в противном случае создание фирменного стиля выльется головной болью для дизайнера и заказчика, и результат, скорее всего, окажется нежеланным для обоих.

Для построения точно сфокусированного визуального послания необходимо понимать механизмы его восприятия потребителем.

Любая воспринимаемая визуальная информации всегда окрашивается субъективными образами человека, то есть показывая потребителю знакомую картину, вы дарите ему как позитивные, так и негативные воспоминания о прошлом. Частично впечатление увиденного перекладывается на то послание, которое вы демонстрируете. По кусочкам из ассоциативных образов потребитель складывает свое субъективное отношение к вашему визуальному образу, как к самостоятельному предмету или событию в его жизни. Это особенно важно помнить в создании фирменного стиля, ведь образ, который вы привьете своей компании, изменить будет не так просто, как перепечатать неудавшийся тираж листовок.

Хороший пример эффективной манипуляции образами постер Хэддона Сандблома,  сильный образ — Санта Клауса и рождества.

1964 год, Haddon Sundblom рекламный плакат для Кока-Колы.

1964 год, Haddon Sundblom рекламный плакат для Кока-Колы.

Теперь все положительные эмоции, связанные с воспоминаниями о самом семейном и радостном празднике в году, усердно работают на Кока-Колу.

Общее концептуальное решение строиться из символов, форм, графических пятен, деталей. Регулируя степень детализации фотографий и иллюстраций в создании фирменного стиля, дизайне сайта и другого рекламного материала, вы подбираете необходимую именно вашему посланию «палитру» впечатлений, а с ними и внимание и лояльность потребителя к вашему бренду.

Постер Гринписа о нашумевшей катастрофе в мексиканском заливе решен просто, но этого достаточно, чтобы зритель принял эту информацию хладнокровно и рассудительно.

Гринпис с социальным постером о ситуации в Мексиканском заливе

Гринпис с социальным постером о ситуации в Мексиканском заливе

А вот рекламный постер чая липтон бразильской cтудии Platinum решен иначе, он насыщен массой деталей, как графических, так и ассоциативных, что переносит этот дизайн с рационального уровня восприятия на эмоцинальный. Тут человеку не нужно думать, ему нужно лишь вожделеть объект рекламы и, соответственно, при первой возможности приобрести его.

Студия Platinum с великолепным рекламным плакатом чая Lipton

Студия Platinum с великолепным рекламным плакатом чая Lipton

К любой задаче, будь это навигационные таблички в супермаркете или создание фирменного стиля нужно подходить частно, но общие принципы восприятия остаются неизменными. Детали насыщают дизайн эмоциями, оживляют его, а эмоциям, в конечном счете, мы или доверяем или нет. Случайными, не имеющими отношения к сути послания, деталями мы порождаем в сознании потребителя ненужные ассоциативные связи, это размывает остроту его впечатления от дизайна, что лишает нас возможности предугадать сегмент аудитории, которая положительно откликнется на предлагаемое визуальное решение. Напротив, минималистично или тщательно продуманный дизайн рекламы или другого информационного носителя вызывает весьма определенную рефлексию на визуальный ряд, что, соответственно, позволяет выделить целевую аудиторию. Это же правило касается и цветового решения: грязные, сложные по составу цвета возбуждают неоднозначные ассоциации, а открытые или чистые цвета дают простые и понятные образы, которыми гораздо проще манипулировать, создавая уникальный визуальный образ.

Стремление очистить дизайн от «мусора» заставляет задуматься над главным — идеей послания и отточить графическую композицию дизайн-макета, неточности которой часто скрываются за отвлекающими внимание деталями. Этот факт можно без труда рассмотреть, проследив историю графического взросления логотипов брендов–долгожителей.

Тенденция визуального взросления логотипов Nestle

Тенденция визуального взросления логотипа Nestle

Простые решения требуют больше внимания, что увеличивает время, отведенное на создание фирменного стиля или дизайн сайта, но, в конечном счете, это будет оправдано. Графическое решение может нравиться, может не нравиться, но факты неумолимы — графический дизайн в маркетинге не нуждается в пестроте, он требует суть. Подчиняться этому закону или противостоять — дело вкуса дизайнера и конкретно взятой задачи. Конечно, любой визуальный образ, будь его дизайн миниманилистичен, до крайности, или по-барочному напыщен, является всего лишь средством для передачи информации. Профессиональное исполнение, конечно, привлечет покупателя, но не сможет удержать его, если сам товар будет второсортным.